Порядковые числительные в немецком языке

Числительные в немецком языке – это целый раздел, который делиться на несколько частей. Порядковые числительные служат для выражения относительного положения в ряду либо обозначения порядка (например, первый, второй, третий и т.д.).

Они похожи на прилагательные, потому что отвечают на такие же вопросы – какой? Какая? Какие? По сравнению с количественными порядковые числительные используются реже, но без них нормальная речь не представляется возможной.

Как образуются порядковые числительные (отличия от количественных)

Порядковые числительные обозначаются цифрами и после них обязательно ставится точка. Для правильного их прочтения необходимо использовать соответствующие суффиксы для числительных и окончания для прилагательных:

  • zum 3. Mal, («Цум дриттен Маль»);
  • der 21. April(«дер айнундцванцигсте Април»).

Примеры написания числительных буквами:

  • еrste;
  • zweite;
  • drittе;
  • neunte;
  • dreizehnte и т.д.

Начиная от двух и заканчивая 19-ю эти слова образуются с помощью суффикса -t:

  • acht-;
  • zehnt-;
  • vierzehnt-;
  • fünfzehnt- и т.д.

В их образование включаются также окончания, которые склоняются также, как и у прилагательных. Числительные, обозначающие 20 и далее образуются при помощи суффикса -st:

  • zwanzigst-;
  • sechsundvierzigst-;
  • neunundsiebzigst- и проч.

К ним также добавляются окончания, которые склоняются аналогично прилагательным. Если нужно обозначить порядок, то надо начинать со слов der/die/das erste и заканчивать словами der/die/das letzte:

  • Die erste Sehenswürdigkeit in Deutschland war für Tim das Brandenburger Tor.
  • Der letzte Brief von dir bekam ich am Dienstag.

Перед тем, как использовать порядковое числительное, надо выделить его корень. По сути нужно использовать основное число, которое послужило для его образования: zwei («цвай») — два, vier («фир») — четыре, fünf («фюнф) – пять. К корню добавляем соответствующий суффикс. Если речь идет о числительных более ста, то суффикс будет зависеть от последних двух цифр. Если они ниже 20, то используем –t, а если выше — –st. Еще примеры с транскрипцией:

  • 5. – fünft- (фюнф-);
  • 13. – dreizehnt- (драйцент-);
  • 116. – hundertsechzehnt- (хундертзехцент-);
  • 20. – zwanzigst- (цванцигст-);
  • 67. – siebenundsechzigst- (зибенундзехцигст-);
  • 138. – hundertachtunddreißigst- (хундертахтунддрайзигст-).

Исключения в порядке образования порядковых числительных

Здесь есть совсем небольшое количество случаев, которые являются исключениями. Их можно представить в виде маленькой таблицы или списка:

  • 1. — dererste;
  • 3. — derdritte;
  • 7. — dersiebte;
  • 8. — derachte;
  • 16. — dersechzehnte;
  • 17. — dersiebzehnte.

Их необходимо хорошо выучить, для того, чтобы по невнимательности не сделать ошибку – тогда Вас поймут неправильно.

Склонение

Порядковые числительные склоняются точно также, как и прилагательные:

  • In der neunten Ausgabe dieser Zeitschrift finden Sie einen Bericht über die Weltreise von Michael Braun. – В девятом выпуске этого журнала Вы найдете сообщение о кругосветном путешествии Михаэля Брауна.
  • 2012 feiert man das zweihundertste Jubiläum der Märchen von Gebrüdern Grimm. – В 2012 году празднуется двухсотлетний юбилей сказок братьев Гримм.

Эти слова используются перед существительным, которое они описывают. Поэтому здесь требуется прилагаемое окончания. Примеры с транскрипцией:

  • zum dritten Mal («Цум дриттен Маль») – «в третий раз»;
  • der einundzwanzigste April («дер айнундцванцигсте Април») – «двадцать первое Апреля»).

После того, как добавлено окончание, точное выражение с числительным получается не всегда. Дело в том, что существует зависимость от того, как используется существительное – с артиклем или это местоимение. Если артикль неопределенный, то окончания такие же, как и у прилагательных. То же касается местоимений.

Место в предложении и обозначение дат

В предложении порядковые числительные часто являются существительными:

  • Er kam als Zweiter zum Ziel. – Он пришел вторым (как второй) к финишу.
  • Der Erste in der Klasse war Klaus, er war auch der Klassensprecher. – Первым в классе был Клаус, он также был старостой.

Даты с помощью порядковых числительных обозначаются очень просто:

  • Der wievielte ist morgen? – Morgen ist Sonntag, der 10.09.2011 /zehnte September zweitausendelf.
  • Den wievielten hatten wir gestern? – Gestern hatten wir den 5.01. /den fünften Januar (после глагола haben слова стоят в падеже аккузатив)

Упражнения для закрепления

Для того, чтобы проверить, хорошо ли Вы запомнили основные понятия, связанные с порядковыми числительными, можно выполнить несколько упражнений. Вместо многоточия предлагается вписать правильное числительное словами:

  • Тринадцатый (автобус) всегда приезжает вовремя. Der … kommt immer pünktlich. (pünktlich – вовремя)
  • Какое сегодня число? Сегодня 27 ноября. Der wievielte ist heute? Heute ist der … November. (der November – ноябрь)
  • Он познакомился с ней 8 марта. Er hat sie am … März kennen gelernt. (der März – март)
  • Седьмого января в России празднуют Рождество. Am … Januar feiert man in Russland Weihnachten. (das Weihnachten – Рождество)
  • Петр I выиграл битву под Полтавой. Peter der … hat die Schlacht bei Poltava gewonnen. (der Schlacht – битва)
  • 12 апреля мы едем в командировку. Am … April fahren wir auf die Dienstreise. (die Dienstreise – командировка)
  • Первого мая я куплю новую машину. Am … Mai kaufe ich ein neues Auto. (der Mai – май)
  • Они приедут в четверг 5 мая. Sie kommen am Donnerstag am … Mai. (der Donnerstag – четверг).