Использование
1) В письменной речи, например, в литературных произведениях, исторической документации, биографии, в сообщениях средств массовой информации.
Röntgen entdeckte die X-Strahlen.
2) Вместо Perfekt при употреблении haben, sein, модальных глаголов в прошедшем времени.
Ich hatte heute keine Zeit.
Образование
Зависимо от того, к какой группе принадлежит глагол, существуют такие способы образования Präteritum
1) Слабые глаголы
Основа глагола + te / ete + окончание
| malen | arbeiten | |
| ich | malte | arbeitete |
| du | maltest | arbeitetest |
| er, sie, es | malte | arbeitete |
| wir | malten | arbeiteten |
| ihr | maltet | arbeitetet |
| sie, Sie | malten | arbeiteten |
2) Неправильные глаголы и глаголы смешанного типа. Их формы в Präteritum находятся в таблице неправильных глаголов
| Неправильные глаголы | Смешанные глаголы | |
| geben | denken | |
| ich | gab | dachte |
| du | gabst | dachtest |
| er, sie, es | gab | dachte |
| wir | gaben | dachten |
| ihr | gabt | dachtet |
| sie, Sie | gaben | dachten |
3) Глаголы sein, haben, werden
| sein | haben | werden | |
| ich | war | hatte | wurde |
| du | warst | hattest | wurdest |
| er, sie, es | war | hatte | wurde |
| wir | waren | hatten | wurden |
| ihr | wart | hattet | wurdet |
| sie, Sie | waren | hatten | wurden |
4) Глаголы с отделяемыми приставками и глаголы с неотделяемыми приставками.
| с отделяемыми приставками | неотделяемыми приставками | |
| einbrechen | erhalten | |
| ich | brach ein | erhielt |
| du | brachst ein | erhieltest |
| er, sie, es | brach ein | erhielt |
| wir | brachen ein | erhielten |
| ihr | bracht ein | erhieltet |
| sie, Sie | brachen ein | erhielten |
Комментарии к таблицам:
1) Независимо от типа глагола, все глаголы в Präteritum в 1-ом и 3-ем лице единственного числа (ich, er, sie, es) имеют нулевое окончание (в отличии от настоящего времени). Сравним:
Ich fahre (настоящее время) — ich fuhr (Präteritum)
Er fährt (настоящее время) — er fuhr (Präteritum)
2) При использованииглаголас отделяемой приставкой в предложении, нужно обращать внимание на то, что отделяемая приставка уходит в самый конец предложения. Например,
Er brachte ihr regelmäßig die Blumen mit.
Сравните с употреблением глагола с неотделяемой приставкой:
1905 erhielt er dafür den Nobelpreis.





